Новости

Да Винчи 2.0: как работал бы изобретатель в XXI веке

2025-05-30 09:17
Леонардо Да Винчи делал заметки с 37 лет и создал около 13 000 страниц. В блокнотах изобретателя и художника мы видим наброски, расчеты, описания экспериментов и, как у каждого из нас, списки дел. Вот только флорентиец ставил себе такие «задачи на день» как измерить площадь Милана, купить череп, не забыть медицинскую пилу в дорогу и справиться у маэстро Франчезе, каковы размеры Солнца. Сочетание причудливое, но оно отлично работало на создание прорывных идей и исследование нового. The Bridgen выбирает программный интерфейс, которым мог бы пользоваться изобретатель, живи он сегодня, и задается вопросом, что из принципов да Винчи мы можем применить. Не теряем ли мы что-то, пакуя свою повседневность в чек- листы и сжимая для канбан-досок?
Редакция выбирала программы из числа бесплатных и доступных в России
Записи в блокнотах Леонардо выполнены зеркальным письмом XVI века — текст написан в обратном порядке и справа налево. Это породило множество предположений. Пытался ли Леонардо зашифровать свои записи? Или же причина в том, что он был левшой и ему просто удобнее было писать справа налево? Возможно, он считал, что таким образом развивает свое мышление? Почерк изобретателя можно назвать «обычным»: он повторяет почерк его отца, нотариуса.
Леонардо посвящал записям огромное количество времени: в том числе потому, что составлял кодексы — трактаты по разным предметам, например, механике, анатомии, геометрии. Колумб еще не успел доплыть до Америки, а в голове у флорентийца уже зрели концепции вертолета и дельтаплана, мобильных мостов и подводной лодки. Уровень развития техники в XV веке определенно мешал воплотить в жизнь да Винчи большинство этих идей.
Страница из Лестерского кодекса (с) Wikimedia Commons
Сегодня ученые-испытатели создают машины по эскизам Леонардо. Аппараты действительно работают: так, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Линден поднялась на дельтаплане да Винчи в воздух на 10 метров и 17 секунд; а автомобиль — или повозка? (ученые не могут прийти к однозначному мнению, что за наброски движущегося средства в кодексе да Винчи) — поехал.
Кроме того, изобретатель 13 лет организовывал дворцовые пиры — настолько далеко зашел его интерес к кулинарии — и играл на лире: в записях миланского суда да Винчи вовсе фигурировал как «музыкант по роду занятий».
Некоторые наши современники, например, профессор Марко Катани из Королевского колледжа в Лондоне, выдвигают гипотезы, что у Леонардо был СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Дело в том, что флорентиец заканчивал далеко не все проекты, прокрастинировал и, случалось, работал крайне медленно.
На это, кстати, жаловались и зрители, которые смотрели, как да Винчи создавал «Тайную вечерю»: по их мнению темп художника совсем никуда не годился. Дело в том, что в конце XV века смотреть на то, как пишутся картины, было развлечением. Примерно как сегодня смотреть футбол.
По словам историка Кеннета Кларка, в миланскую церковь Санта-Мария-делле-Грацие при одноименном монастыре стекались толпы. Наблюдатели считали, что краска была сухой, а Леонардо мало работал. Настоятель даже «наябедничал» миланскому герцогу, что художник медлит. Да Винчи, конечно, работал, но рывками. Иногда он брался за кисть до рассвета и отпускал ее только на закате, забывая даже поесть; иногда часами просто смотрел на свою работу; мог прийти в церковь среди дня, сделать два-три штриха и уйти.
Сам Леонардо считал, что важнее всего глубокое мысленное планирование: «Люди возвышенного гения иногда достигают наибольшего, когда работают меньше всего, ибо их умы заняты идеями и совершенствованием замыслов, которым они потом придают форму».
Вот пример того, как планировал работу художник. Однажды ему поручили создать огромную конную статую в честь миланского герцога Франческо Сфорца. Начал ли Леонардо лепить сразу? Конечно, нет. Он стал изучать анатомию лошадей, заполнять блокноты рисунками частей их тел и даже препарировал коня. Только на одной из страниц блокнота да Винчи есть результаты 29 замеров передней ноги лошади. На предварительную модель из глины — ведь статуя должна была быть из бронзы — ушло около 10 лет. К сожалению, прежде чем глиняного коня успели отлить, его разрушили французские солдаты, вторгшиеся в Милан в 1499 году, во время одной из Итальянских войн.
Это означает, что Леонардо владел не только искусством скульптуры и живописи, но и искусством подготовки. Художник ничего не оставлял на волю случая.
Парадоксально, но при этом да Винчи считал себя тем, кто потерпел жизненную неудачу. Об этом мы знаем из его дневников. Не все эксперименты удавались; иногда изобретателю не хватало настойчивости. Реализация природных талантов шла непросто, комментирует Марко Катани, пытающийся объяснить СДВГ прерывистый интеллектуальный поиск Леонардо. Возможно голова изобретателя была попросту перегружена идеями?
Большой вопрос, стал бы да Винчи посыпать голову пеплом, если бы знал, что его результаты труда — это самый известный рисунок в мире — «Витрувианский человек»; картина картин — «Мона Лиза»; самая дорогая картина (на 2025 год) — «Спаситель мира» — стоимостью около 450 млн долларов.
Может быть, «делать меньше» — означает «делать больше»? Не упускаем ли мы что-то, пытаясь раз за разом составлять списки дел, а потом выполнять их по пунктам? Не забываем ли о проживании момента? Не подавляем ли мы спонтанные решения, которые часто оказываются жизнеспособными, используя готовые схемы и жесткие структуры? Суть ментальных карт, трекеров и канбан-досок в том, чтобы раздробить сложные идеи и проекты на части, и превратить их в удобные для реализации. Но как можно запланировать прорыв? На какой срок планировать задачу «стать экспертом»?
Леонардо видел мир цельным: он вел свои записные книжки в почти потоковой манере, смешивал эскизы с научными расчетами, личными мыслями и наблюдениями без какой-либо строгой системы. До него в мировой истории так никто не делал. Фиксировалось все, что могло стать источником полезных выводов.
Сегодня это называют методом «тотальной записи». Для него подойдет обычный блокнот или скетчбук: идеи должны струиться свободно. В цифровом мире аналогом может стать Obsidian, бесплатная программа для личного пользования, которая работает как приложение на всех настольных и операционных системах и позволяет создать собственную базу знаний.
Инструмент оценят исследователи, студенты, те, кто стремится глубоко разобраться в теме, реферирует книги и статьи или попадает в условия неопределенности. Это может быть работа над новым проектом, когда неизвестно, что пригодится в будущем, а что — нет; любая незнакомая среда, где много вводных: например, поступление в вуз, переезд в другой город или страну.
Основной формат Obsidian — простой текст и, следовательно, заметки; но можно и наговаривать собственные мысли на диктофон. Ограничений по объему нет: программа позволяет отойти от принципа линейности, объединять разрозненные страницы и записи, создавать из них каталоги и строить взаимосвязи.
Например, функция «Просмотр графов» позволяет строить перекрестные связи между заметками. Отдельная заметка визуализируется как точка, а связь — как прямая линия. Эти точки можно отдалять, чтобы увидеть общую картину — всю информацию, которую вы собрали — или приближать, чтобы посмотреть, в каком состоянии отдельные участки: где недостаток материала, а где — избыток. «Просмотр графов» не дает заметкам уйти в архив, о котором легко забыть: они всегда находятся перед глазами.
Вот как бы мог выглядеть список дел Леонардо и структура Лестерского кодекса — тетради научных записей, сделанных Леонардо да Винчи в 1504—1510 годах. Кодекс признается наиболее значительной из 30 научных работ художника.
Скриншот из Obsidian (c) The Bridgen

Чем больше заметок вы добавляете, тем интереснее ваш граф. Однако перекрестные связи можно строить не только между отдельными заметками, но и фрагментами в тексте. Это достигается при помощи разметки Markdown (Облегченный язык разметки для форматирования в простом тексте, познакомиться с синтаксисом можно здесь — Прим. ред.). Например, двойные скобки [[название внутри]] позволяют сослаться на любую заметку в хранилище; ## — на конкретный подзаголовок в заметке (раздел текста); ^^ — на любой элемент внутри заметки, будь то рисунок или код.
Все заметки можно открывать и менять по своему вкусу в других Markdown-редакторах. В отличие от популярного редактора Evernote ими можно пользоваться на всех операционных системах. Пример бесплатного редактора — Ghostwriter, разработанный для журналистов и писателей. Все изменения, сделанные в нем или любом другом Markdown-редакторе, автоматически загрузятся в Obsidian.
Для того, чтобы визуально организовать мысли, в Obsidian есть плагин Canvas. Это виртуальный холст, где можно объединять текст, блоки и изображения и, таким образом, создавать интеллект-карты или планировать структуру документа.
Интерфейс для да Винчи был бы невозможен без плагинов для рисования. Леонардо в своем руководстве для начинающих художников писал, что необходимо везде брать с собой записные книжки и с натуры зарисовывать лица, позы, интересные фактуры, композиции. Иначе, без вдумчивого наблюдения, изображение не будет иметь связи с жизнью.
В Obsidian есть Ink, который дает возможность рисовать стилусом непосредственно в программе, и Excalidraw, содержащий кисти, карандаши, фигуры: он дает возможность делать наброски-скетчи.
Скриншот из блога Зслота Викзяна, создателя плагина Excalidro: https://www.visual-thinking-workshop.com (c) The Bridgen
Можно добавлять изображения с графических планшетов или компьютера; помещать текстовые заметки прямо на холст, связывать любые элементы стрелками и делать ссылки на другие заметки. Пространство зумируется — уменьшается и увеличивается — и не имеет границ.

В целом чем меньше границ будет у исследователя, тем лучше.