Новости

За стеклянной стеной: одиночество в эпоху интернета

2025-06-19 15:39
Одиночество называют «тихой» эпидемией XXI века: несмотря на интернет и глобализацию, люди чувствуют себя изолированными как никогда. Социальные сети вместо того, чтобы объединять, создают эффект «стеклянной стены»: мы наблюдаем за жизнями других, но остаемся запертыми в своем одиночестве. Почему современные люди страдают от тотальной отстраненности, и действительно ли интернет снижает эмпатию? Как искусство отражает этот диссонанс? The Bridgen разбирается в, пожалуй, главном психологическом феномене эпохи — одиночестве среди толпы.

Старая или новая проблема?

Одиночество в XXI веке — не только личная проблема, но и системный сбой в обществе. По статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2025 году около трети россиян регулярно испытывают чувство одиночества. Причем этот показатель особенно высок среди пожилых людей и молодежи от 18 до 24 лет. Причины, по мнению российских социологов, связаны с урбанизацией и социально-экономическими факторами, которые ограничивают возможности для активной социальной жизни.

Соцсети способствовали замене близости и глубины в общении на прагматику и поверхностность связей. В 2024-м ученые из Университета Бэйлора (США) провели исследование и пришли к выводу, что время, проведенное в социальных сетях, напрямую коррелирует с ростом ощущения одиночества и изолированности.
Во времена Фрейда не было социальных сетей, но он предвосхитил парадокс глобализации: чем общество сложнее и «связаннее», тем сильнее может быть ощущение одиночества у отдельного человека, вынужденного подавлять свои потребности ради соблюдения стандартов.

Разовьем идею: современные соцсети можно интерпретировать как форму «сублимации» (перенаправления энергии либидо) в виртуальные поверхностные связи, которые не удовлетворяют глубинную потребность в близости, но создают иллюзию принадлежности к чему-либо или кому-либо.

Эрих Фромм в «Бегстве от свободы» писал, что человек становится все более свободным от жестких традиционных связей, а глобализация усиливает этот процесс. Это усиливает экзистенциальное одиночество и тревогу. Люди добровольно отказываются от свободы, пытаясь почувствовать принадлежность к чему-то и выбирают конформизм — растворение личности в массе, стремление быть «как все».

В соцсетях конформизм выражается через погоню за лайками, следование быстро проходящим трендам и желание обрести популярность в сети. Многие уходят в деструктивное поведение: агрессию и троллинг. Агрессия — тоже попытка преодолеть чувство бессилия и изоляции.

Порочный круг одиночества и соцсетей

Чем больше человек чувствует себя одиноким, тем чаще он обращается к социальным сетям. Причем как к пассивному формату — листание ленты — так и к активному: переписка, публикации, комментарии.

«Социальные сети предлагают доступ к онлайн-сообществам, но их использование — активное или пассивное — не уменьшает одиночество, а может даже усиливать его», — отметил профессор из Университета Бэйлора Джеймс Робертс.

Получается порочный круг, из которого тяжело выбраться самостоятельно. Такой парадокс называют эффектом «стеклянной стены»: соцсети создают иллюзию близости, хотя контакты остаются поверхностными.

Причина в отсутствии невербальных сигналов: мы не видим человека и не можем точно определить, что конкретно он хочет выразить. Чаще всего мы общаемся не с самим человеком, а лишь с его образом в нашей голове. Это происходит потому, что в соцсетях люди идеализируют собственную и чужую жизнь, выставляя только лучшие моменты. «Идеальная» картинка создает ощущение неполноценности и вызывает тревогу из-за сравнения себя с другими.

Одиночество глазами творцов

Одиночество — одна из ключевых тем в искусстве XX–XXI веков, особенно в постмодернизме и современном искусстве. Художники исследуют его как экзистенциальное состояние, социальный феномен и результат цифровой эпохи.

Эдвард Хоппер — американский художник, чье творчество посвящено у одиночества человека в обществе. Он творил в 1930-х годах, но его искусство передает чувства современного человека, который находится в окружении людей и одновременно с этим изолирован от других.
На его картинах люди находятся поодиночке или в «неуютной» компании, в которой витает ощущение напряженности. Часто полотна изображают архитектуру: лишь пустынные улицы, дома и мосты. Однако композиция картин выстроена так, чтобы максимально передать атмосферу отчужденности и изоляции. Одиночество художник выражает через свет и окна зданий — «глаза» картин Хоппера, как часто говорят критики.

Современное цифровое искусство (диджитал арт) может быть инструментом для изучения одиночества в эпоху гиперподключенности. Оно раскрывает парадоксы изоляции, иллюзии цифровой близости и экзистенциальную пустоту через технологии.

Рафаэль Розендаль — голландско-бразильский художник, первопроходец в мире интернет-искусства. Розендаль работает с веб-сайтами и анимированные абстрактные узоры и интерактивные изображения. Его работы исследуют экран как живописное пространство.

В 2010 году он создал intotime.com — арт-объект, где зритель взаимодействует с бесконечно обновляющейся лентой контента, метафорически отображающей бессмысленный скроллинг, который не заполняет внутреннюю пустоту.
Художники пытались осмыслить одиночество еще в начале XX века, предвосхищая превращение изоляции из частной проблемы в образ жизни для многих людей. А современные технологии позволили перенести искусство в новую плоскость с новыми смыслами.