Окукор
Нигерия
Однако вождь Чарльз Таку, праправнук Асонгани и адвокат Международного уголовного суда, считает, что Конрау украл скульптуру вместе с десятками других из священного леса Лефем.

Так или иначе Нгви Ндем была зарегистрирована как новое приобретение Национального этнологического музея Берлина в 1899 году. Она несколько раз меняла владельцев, а после того, как художник Ман Рэй сфотографировал ее с обнаженной моделью для парижского журнала в 1935 году, стала иконой поп-культуры. Затем скульптура оказалась в новостях в 1999-м, после продажи на аукционе за ошеломляющие 3,8 млн долларов. Покупку совершил парижский фонд Даппера, и это сделало Нгви Ндем самым дорогим африканским артефактом на тот момент.

С 2017 года вождь Таку пишет в фонд Даппера, требуя освобождения королевы из того, что он называет рабством. Фонд продолжает настаивать на своем праве собственности.
Эта царственная скульптура получила свое имя — Королева Бангва — от европейского владельца Гарри Франклина, который приобрел ее в 1966 году. Но для ее истинных хозяев, народа Лебанг с юго-запада Камеруна, она — Нгви Ндем, божество, которое заступается за тех, кто молится о плодородии, обильном урожае и защите от зла.

Нгви Ндем отправил в Германию торговец Густав Конрау. Конрау стал первым европейцем, посетившим горы Бангва: он искал торговые контакты, а также рабочую силу — попросту рабов — для смертоносных каучуковых и пальмовых плантаций тогда немецкого Камеруна.

Немец прожил несколько месяцев среди народа Лебанг. Фон (вождь), Фонтем Асонгани, поначалу дружелюбно к нему относился. Некоторые источники утверждают, что Асонгани подарил или продал Нгви Ндем и несколько других артефактов Конрау.


Тогда Оба устроил засаду, в которой погибла вся делегация, за исключением двух офицеров. В ответ англичане вторглись в Бенин. Армия не могла противостоять захватчикам, которые наступали с суши и моря, и земли перешли под контроль Британии.

Дворец разграбили: минимум 2,5 тыс. скульптур было вывезено в Лондон, где их раздали офицерам или продали с аукциона. Многие попали в музеи Британии и Германии.

Вернув Окукор, Германия в 2022 году отправила в Бенин еще 20 бронзовых изделий. Теофилус Умогбай, директор Национального музея Бенин-Сити, заявил, что каждый вывезенный предмет символизирует предка в плену: похоже на то, как будто народ осквернили.
Бенинское царство, расположенное на территории штата Эдо (юг Нигерии — Прим. ред.), славилось богатством и своими ремеслами. Резчики создавали скульптуры в натуральную величину: например, бюсты оба (традиционных правителей — Прим. ред.), памятные таблички с сюжетами из истории. Скульптуры имели и ритуальное значение. Так, Окукор — это дань уважения Ийоба, или королеве-матери, которую называли «петухом, поющим во главе гарема».

Богатство Бенина основывалось на торговле. В Португалию, в обмен на оружие, Бенин поставлял рабов, перец и слоновую кость. К концу XIX века, после отмены рабства, Британия аннексировала земли вокруг Бенина. Но Оба Овонрамвен Ногбайси сохранял суверенитет и монополию на торговлю пальмовым маслом и каучуком в регионе, а также облагал налогами проходящих торговцев — включая британцев. Это раздражало Лондон.

Чиновник Джеймс Роберт Филлипс решил лично обратиться к правителю в январе 1897 года. Оба ответил, что не примет его из-за ежегодных ритуалов, которые запрещают встречать гостей. Однако Филлипс собрал свиту — в нее входили и британцы, и местные носильщики — и отправился в Бенин.
Этот бронзовый петух простоял 114 лет в столовой колледжа Иисуса. Окукор вернулся в Нигерию только в 2021 году, когда за возврат выступили студенты.
Made on
Tilda