Экори
Намибия
Однако вождь Чарльз Таку, праправнук Асонгани и адвокат Международного уголовного суда, считает, что Конрау украл скульптуру вместе с десятками других из священного леса Лефем.

Так или иначе Нгви Ндем была зарегистрирована как новое приобретение Национального этнологического музея Берлина в 1899 году. Она несколько раз меняла владельцев, а после того, как художник Ман Рэй сфотографировал ее с обнаженной моделью для парижского журнала в 1935 году, стала иконой поп-культуры. Затем скульптура оказалась в новостях в 1999-м, после продажи на аукционе за ошеломляющие 3,8 млн долларов. Покупку совершил парижский фонд Даппера, и это сделало Нгви Ндем самым дорогим африканским артефактом на тот момент.

С 2017 года вождь Таку пишет в фонд Даппера, требуя освобождения королевы из того, что он называет рабством. Фонд продолжает настаивать на своем праве собственности.
Эта царственная скульптура получила свое имя — Королева Бангва — от европейского владельца Гарри Франклина, который приобрел ее в 1966 году. Но для ее истинных хозяев, народа Лебанг с юго-запада Камеруна, она — Нгви Ндем, божество, которое заступается за тех, кто молится о плодородии, обильном урожае и защите от зла.

Нгви Ндем отправил в Германию торговец Густав Конрау. Конрау стал первым европейцем, посетившим горы Бангва: он искал торговые контакты, а также рабочую силу — попросту рабов — для смертоносных каучуковых и пальмовых плантаций тогда немецкого Камеруна.

Немец прожил несколько месяцев среди народа Лебанг. Фон (вождь), Фонтем Асонгани, поначалу дружелюбно к нему относился. Некоторые источники утверждают, что Асонгани подарил или продал Нгви Ндем и несколько других артефактов Конрау.
Женщин «сдавали в аренду» компаниям для труда или частным лицам, которые подвергали бесправных сексуальному насилию. Им поручали ужасные задачи, такие как соскабливание кожи с черепов погибших для немецких «исследований». К моменту закрытия лагерей в 1907 году более половины населения гереро и нама было уничтожено.

В докладе ООН 1985 года действия немцев названы первым геноцидом XX века. Лишь в 2004-м Германия попросила прощения за свое колониальное прошлое.

Многие артефакты до сих пор выставлены в немецких музеях. Один экори демонстрируется в музее саксонского замка Милау. Он был пожертвован в 1904 году Эрнстом Бернхардом Кандлером, слесарем, который отправился в Германскую Юго-Западную Африку в поисках работы. Музей утверждает, что этот экори, по крайней мере, не трофей времен геноцида.
Экори изготавливается из сшитых вместе кусочков кожи, украшенных
железными бусинами или черепаховыми панцирями, и закрепляется с помощью ленты. На уборе есть вышивка, а заостренный верх символизирует коровьи рога. Для полукочевых племен гереро скот был единственным мерилом богатства, а потому имел особое значение.

Все началось в январе 1904 года из-за планового выселения местных жителей. Вожди гереро и нама восстали против немецких солдат и убили около ста человек из колониальной армии. Повстанцы побеждали, но затем командование принял генерал Лотар фон Трота, который стал проводить политику выжженной земли.

В августе 1904 года фон Трота приказал убить каждого гереро. Солдаты загнали не только повстанцев, но и женщин и детей в пустыню Омахеке, отрезав их от воды. Затем войска отравили немногочисленные водные источники в пустыне: десятки тысяч умерли от обезвоживания. После этого выживших, в основном женщин, согнали в концентрационные лагеря.
Экори — женский головной убор, который носили кочевые народы гереро и химба на территории современной Намибии — так напугал немецких миссионеров, что они запретили его носить из-за сходства с «дьявольскими рогами».
Made on
Tilda