Какуунгу
Демократическая Республика Конго
Однако вождь Чарльз Таку, праправнук Асонгани и адвокат Международного уголовного суда, считает, что Конрау украл скульптуру вместе с десятками других из священного леса Лефем.

Так или иначе Нгви Ндем была зарегистрирована как новое приобретение Национального этнологического музея Берлина в 1899 году. Она несколько раз меняла владельцев, а после того, как художник Ман Рэй сфотографировал ее с обнаженной моделью для парижского журнала в 1935 году, стала иконой поп-культуры. Затем скульптура оказалась в новостях в 1999-м, после продажи на аукционе за ошеломляющие 3,8 млн долларов. Покупку совершил парижский фонд Даппера, и это сделало Нгви Ндем самым дорогим африканским артефактом на тот момент.

С 2017 года вождь Таку пишет в фонд Даппера, требуя освобождения королевы из того, что он называет рабством. Фонд продолжает настаивать на своем праве собственности.
Эта царственная скульптура получила свое имя — Королева Бангва — от европейского владельца Гарри Франклина, который приобрел ее в 1966 году. Но для ее истинных хозяев, народа Лебанг с юго-запада Камеруна, она — Нгви Ндем, божество, которое заступается за тех, кто молится о плодородии, обильном урожае и защите от зла.

Нгви Ндем отправил в Германию торговец Густав Конрау. Конрау стал первым европейцем, посетившим горы Бангва: он искал торговые контакты, а также рабочую силу — попросту рабов — для смертоносных каучуковых и пальмовых плантаций тогда немецкого Камеруна.

Немец прожил несколько месяцев среди народа Лебанг. Фон (вождь), Фонтем Асонгани, поначалу дружелюбно к нему относился. Некоторые источники утверждают, что Асонгани подарил или продал Нгви Ндем и несколько других артефактов Конрау.
К концу 1880-х годов слухи о зверствах начали просачиваться наружу благодаря миссионерам. Газеты начали писать о «красном каучуке» Леопольда. Король отрицал свою осведомленность о нарушениях. В конце концов возмущение стало настолько сильным, что Леопольд передал регион бельгийскому правительству: в 1908 году он официально стал колонией.

Но условия оставались ужасными: местные жители и европейцы жили отдельно; конголезцы не могли получать высшее образование или участвовать в политике. Когда ДРК получила независимость, в стране было меньше 20-ти выпускников вузов: и среди них ни одного врача, юриста или военного. Страна до сих пор нестабильна сегодня.

Сегодня Бельгия деколонизирует музейные коллекции. В 2022 году маска Какуунгу стала одним из первых предметов, которые страна «одолжила» ДРК на неопределенный срок. Король Бельгии Филипп лично передал маску президенту Феликсу Чисекеди. Теперь она находится в Национальном музее в Киншасе.
Какуунгу, изначально танцевальную маску народа суку на юго-западе региона Кванго, использовали для ритуалов посвящения мальчиков во взрослую жизнь. Ее свирепый вид и высота 1,5 метра должны были вселять послушание и уважение, а также отгонять угрозы от тех, кто проходит обряд.

Для Демократической Республики Конго (ДРК) колониальный режим был особенно жестоким. Бельгийцы принуждали местных вождей подписывать отказ от земель в обмен на алкоголь или кусок ткани. Затем эти территории в 1885 году объявили личными владениями короля Бельгии Леопольда.

Местных жителей заставляли работать на каучуковых плантациях.
Наказанием за невыполнение квот или сопротивление были отрубленные конечности или, что хуже, смерть. Всего погибло около 10 млн человек.
Этот артефакт, сделанный из дерева, рафии и панциря черепахи, был куплен этнографом Альбертом Маесеном всего за несколько долларов для Бельгийского королевского музея Центральной Африки.
Made on
Tilda